Заголовки

Интервью с Иваном VANSKOR Скороходом — про киберспорт и жизнь после завершения карьеры про-игрока

Поговорили о жизни киберспортсмена после завершения успешной игровой карьеры.

16 июня в Москве состоялся финал восьмого сезона Всероссийской киберспортивной студенческой лиги с призовым фондом 3 млн рублей. В рамках соревнования сразились сборные российских вузов по таким дисциплинам, как Dota 2, Counter-Strike 2, Tekken 8 и Starcraft 2. Чемпионом турнира стал РТУ МИРЭА.

Во время чемпионата нам удалось пообщаться с бывшим профессиональным игроком в Dota 2 Иваном VANSKOR Скороходом, который работал на ВКСЛ в качестве аналитика. Экс-киберспортсмен рассказал, какая судьба ждёт про-дотеров после завершения игровой карьеры, а также оценил текущее положение дел в киберспорте.

— Привет! Сейчас мы находимся на ВКСЛ. Какие эмоции ты испытываешь, наблюдая за игроками, находящимися на заре своей киберспортивной карьеры?

— Привет. На самом деле, это радует — то, что таких ивентов с каждым годом становится всё больше и больше. Изначально были просто Кубки России, на которых я тоже поигрывал. А сейчас у нас также есть и отдельные соревнования для студентов. Это круто, что молодым игрокам есть где себя показать и прочувствовать эффект большой сцены.

Будем честны, сейчас тир-2 и тир-3 сцена в «Доте» переживает не лучшие времена. Такие турниры позволяют начинающим игрокам из России набираться опыта.

— Чем отличаются сегодняшние условия для начинающих игроков от того, что было во времена твоего восхождения на сцену?

— Отличий очень много. Начнём с того, что сейчас гораздо проще найти команду. Ты можешь просто поднять много рейтинга, и, возможно, тебе напишут из тир-1 или тир-2 коллектива с предложением попробовать свои силы.

Раньше же, если ты хотел найти команду, нужно было зарегистрироваться на одном небезызвестном форуме, зайти в раздел «Вакансии», где люди искали игроков. Там ты мог познакомиться с ребятами, у которых уже были связи с коллективами.

Возьмём историю, как я попал в состав RoX.KIS с Андреем Dread Голубевым и Алексеем Solo Березиным. На тот момент у меня была команда, и мы пригласили Владимира yol Басова сыграть у нас на замене. Вскоре после этого он написал мне вместе с Лёхой Solo и спросил: «Не хочешь попробовать себя в нашей команде?» То есть yol увидел, что я неплохо играю, и позвал меня на уровень выше. Всё зависело от удачи и от того, как ты контактируешь с людьми.

Сейчас всё гораздо проще. Ты играешь эту же студенческую лигу, набираешь MMR. И если кому-то нужен игрок и ты действительно хорош, с тобой свяжутся сами. А раньше нужно было искать связи.

— На каком этапе своего киберспортивного пути находишься ты? Есть желание вернуться на про-сцену? Или ты хочешь сфокусироваться на работе аналитика?

— Скажу честно, «Дотой» именно в плане выступления на про-сцене я перегорел. Уже не получаю того удовольствия от процесса командной игры, как это было раньше. Мне гораздо приятнее наблюдать за тем, как играют другие, подмечать для себя что-то новое, на что я раньше не обращал внимания. Мне так комфортно, тратится меньше нервов.

— Насколько тяжело было принять это решение — оставить карьеру киберспортсмена позади и заняться чем-то новым?

— После работы на комьюнити-касте у Андрея Dread мы сидели в кальянной и как раз это обсуждали. Чем заниматься после карьеры киберспортсмена?

Это было довольно тяжело, на самом деле, что для Андрея, что для меня. У тебя было дело всей твоей жизни, и вдруг ты перестаёшь им заниматься. Думаешь: «А что теперь делать?» Не совсем понимаешь, куда податься и чем заняться.

Раньше ты тренировал героя, играл в матчмейкинге, практиковался с командой и разбирал реплеи. Твой день был понятен. А когда всё это ушло, появилось очень много свободного времени. Можешь заняться чем угодно, ты хозяин своей жизни, но тебе всё равно не хватает того привычного быта. Отвыкнуть от этого сложно.

Затем наступает «период определения». Я себя определил как комментатора и аналитика. Мне это нравится, и я хочу развиваться в этом направлении.

— Можешь рассказать, что обычно происходит с про-дотерами, после того как они завершают игровую карьеру?

— Вариантов очень много, на самом деле. Если оставаться в «Доте», можно стать комментатором, аналитиком. Также можно стать тренером. Лично я не особо хотел становиться тренером, потому что это очень близко к игровой деятельности, то есть снова нервы и стресс.

Ещё один вариант — попробовать создать свою киберспортивную организацию, потому что у тебя есть опыт нахождения в других командах, ты знаешь, как игроки себя ведут, знаешь внутреннюю кухню. Но для этого нужны деньги и спонсоры. Если ты достаточно медийный, можно попробовать заняться стримами.

Если ты был успешным игроком, у тебя есть какой-то капитал, с помощью которого можешь открыть свой бизнес. Например, у известного китайского игрока BurNIng есть несколько своих ресторанов в Китае. У кого-то, я знаю, есть своя кальянная. Каждый что-то пытается сделать.

Если у игрока ничего не получалось и он ничего, кроме этого, не имеет, тогда — извините, но придётся научиться делать что-то ещё, подаваться в другое русло. Получается, на завод (смеётся)! Мне нравится, как мой отец говорит: «Вот вы все айтишники-айтишники. А на заводе кто работать будет?»

— Каким должен быть человек, чтобы добиться успеха в киберспорте?

— Упорным, старательным. Нельзя ни в коем случае лениться. Ты должен быть спокойным в обсуждениях для их продуктивности. Например, если сравнивать менталитет игроков в Западной и Восточной Европе, то в Западной Европе командные обсуждения в 95% проходят спокойно, а у нас всё практически наоборот. Иметь холодную голову в критических ситуациях очень важно.

— Чем киберспортсменам приходится жертвовать ради достижения успеха?

— Если брать мой пример, я пожертвовал высшим образованием, специальность системный администратор. В тот момент совмещать учёбу и киберспортивную карьеру было очень сложно. Мне предстояли разъезды по турнирам, а отгулов мне не давали, ведь что такое киберспорт в 2013 году?

Чем сейчас жертвуют дотеры? Скорее всего, основное — это личная жизнь. Сейчас «Дота» занимает огромное количество свободного времени, поэтому у тебя практически нет возможности лишний раз погулять с друзьями, встретиться с девушкой. Тебе нужно сидеть и безвылазно тренироваться.

Важно помнить и о физической форме, ведь от неё зависит твоя игровая составляющая. Многие молодые игроки про это забывают.

— За что ты благодарен киберспорту?

— За то, что он задал мне направление в моей жизни. Я этим живу, мне хватает денег, которые я зарабатываю.

А что он мне дал как личности? Киберспорт научил меня общаться с людьми, понимать их, работать в коллективе. Научил многозадачности.

Компьютерные игры могут многому научить человека, всё зависит от жанра. «Дота» — это командная игра, которая учит тебя взаимодействовать с людьми и, как в шахматах, продумывать свои действия наперёд.

— Можешь назвать самый запоминающийся момент в своей карьере?

— Первое, что приходит в голову, — это получение приглашения на The International 2014. Это никогда не забудется. Ты ничего не знаешь. Просто идёшь на почту, получаешь письмо, открываешь его, а там прямо конверт с логотипом «Доты», подписанный Гейбом Ньюэллом, где сказано, что вас приглашают на The International. Это было очень круто.

— Каким видишь будущее киберспортивной сцены?

— Во внутренней сцене России точно всё будет неплохо благодаря Федерации компьютерного спорта России. Что касается мировой сцены, сейчас себя очень неплохо показывает Esports World Cup в Саудовской Аравии. Это позволяет киберспорту развиваться.

В следующем году нас ждёт невероятное количество турниров. Не знаю, как команды будут играть на каждом. Думаю, они всё-таки начнут отказываться от некоторых ивентов. Поэтому «Дота» точно не умирает, турниров будет всё больше и больше. Главное, чтобы Valve тоже подключалась и начала более открыто взаимодействовать с сообществом.

— Что бы ты сказал родителям, которые не верят в перспективы киберспорта и ругают своих детей за то, что они проводят много времени за компьютером?

— Возможно, ругают они и за дело. Но так ли это плохо? Не всегда. Нужно всё-таки знать грань. Молодое поколение родителей тоже играет в компьютерные игры и отлично это понимает.